Прошла экскурсия "Атмосфера творчества. Архитектурно-художественное освещение объектов на территории Дизайн-завода "Флакон"
11 Декабря 2015

В завершении 2015 года, объявленного ЮНЕСКО «Годом света и световых технологий», стартовал новый цикл лекций, презентаций и экскурсий, приуроченный к следующему фестивалю «Световая архитектура», который пройдет в 2016 году. 

de6e839249f7fd96edb7da85de912dcf.jpg

Первым мероприятием цикла стала экскурсия «Атмосфера творчества. Архитектурно-художественное освещение объектов на территории Дизайн-завода «Флакон», организованная СМА при поддержке компании MDM LIGHT, и более удачного начала трудно было придумать.

Во время этой экскурсии удалось «объять необъятное». Вместо одного экскурсовода, перед участниками экскурсии выступили сразу три специалиста, представляющие самые разные стороны процесса реконструкции завода, в результате, экскурсанты смогли разобраться таких непростых вопросах: как реанимировать умерший и похороненный под многотысячными долгами старый завод, превратив его в полноценный творческий район; как с минимальными затратами превратить старые цеха и конторские здания в модный, насыщенный брендовыми магазинами и студиями комплекс; как сделать из сгоревшего сарая престижный офисно-торговый корпус; как при помощи цвета и света превратить задворки в рекламное лицо всего квартала и как спрятать внутри одного здания три разных пространства, обернув их в оболочку из самой обычной металлической сетки и люминесцентных ламп.

Экскурсию открыл основатель Дизайн-завода «Флакон» Николай Матушевский, который за 15 минут пересказал современную историю бывшего Московского хрустального завода имени М.И. Калинина. В начале 2000-х годов, после неудачной попытки французской парфюмерной компании реанимировать завод, сюда пришла новая команда, увидевшая в практически руинированных зданиях будущий креативный кластер. Вдохновляясь зарубежными примерами, они решили, что для обновления района необходима энергия творческих людей, которых нужно пригласить сюда, предоставим им свободу самовыражения. И чем более провокационной брутальной была изначальная среда, тем с большим вдохновением начинался процесс ее реновации, тем более смелые и нетривиальные идеи находили здесь свое воплощение. Так родился девиз «Флакона»: «Творите, что хотите!».

DSC_0157.jpg

Рассказ о развитии Дизайн-завода продолжил партнер Архитектурного бюро Практика, архитектор Григорий Гурьянов. Молодую, но уже удостоенную профессиональных наград, проектную команду пригласили сюда несколько лет назад и с тех пор бюро реализовало на территории завода несколько необычных проектов, в свою очередь принесших им новые премии и внимание СМИ и коллег. Реконструкция шла постепенно, от здания к зданию. Уже готовые корпуса заселялись арендаторами, а рядом шли строительные работы по преображению руин в современные и модные объекты в стиле «лофт». Используя недостатки конструкций и остроумно дополняя их точно выверенными инсталляциями и новыми элементами, не чураясь вводить в свои проекты графический дизайн и игру с цветом и светом, архитекторы добивались качественной трансформации одного объекта за другим. И сотрудничество со специалистами компании MDM LIGHT помогало добиваться поставленных целей.

DSC_0169.jpg

По словам Николая Матушевского, завод не мог себе позволить полностью осветить территорию и все здания. Так что, было принято решение сконцентрировать световые усилия в стратегически важных местах, но сделать этот световой дизайн максимально эффектным, ярким и неформальным. Так, по предложению специалистов компании MDM LIGHT, родилась концепция динамической светодиодной подсветки, которая была установлена на ключевых зданиях комплекса, которые благодаря ей стали световыми арт-объектами, выполняющими функцию своеобразных маяков, помогающих посетителям Дизайн-завода ориентироваться в лабиринтах старых цехов.

akfrjy (1).jpg

DSC_0195.jpg

Более того, облик «Флакона» с вечерней подсветкой стал практически главным имиджевым аттракционом всего проекта. Не случайно, самая масштабная графическая исвето-цветовая инсталляция размещена на заднем фасаде самого большого корпуса завода, обращенного в сторону железнодорожных путей, с единственной целью – быть замеченной пассажирами поездов, проносящихся к аэропорт Шереметьево и дальше в сотни городов по всему миру. Подробнее о специфике разработки концепции освещения и использованных технологиях рассказали руководитель департамента проектирования Алексей Звягин и руководитель направления архитектура и дизайн компании MDM-LIGHT Александр Астапенков.

DSC_0208.jpg

Завершающим аккордом экскурсии и буквально самым ярким, стало посещение уникального event-пространства «The Cube», созданного не так давно по проекту бюро «Практика». Задача перед архитекторами была поставлена весьма амбициозная: внутри огромного пустого пространства цеха должно было появиться нечто, чего никто не видел на сотни километров вокруг. Для того, чтобы старый цех мог обеспечить потребности Дизайн-завода и его обитателей, в качестве презентационной площадки, внутри него должны были разместиться несколько функциональных зон, на которых можно было бы проводить самые разные по формату мероприятия: от занятий йогой до международных бизнес-тренингов и корпоративных праздников. Архитекторы из «Практики» справились с задачей великолепно. Ответом на поставленные вопросы стал огромный параллелепипед, установленный в центре пространства и облицованный черными перфорированными металлическим панелями. Под ним, внутри него и на его крыше устроены залы, связанные между собой лестницами и переходами, словно висящими в воздухе. Белые кирпичные стены цеха последовательно подсвечиваются всеми цветами солнечного спектра, создавая вокруг «черного ящика» несколько психоделическую атмосферу непрекращающегося праздника. Столь радикальное и смелое архитектурное и светодизайнерское решение принесло «The Cube» заслуженную награду. В 2013 году проект «The Cube» стал победителем в номинации «Бизнес-пространство в общественном интерьере» на конкурсе Best Office Awards.

DSC_0233.jpg

DSC_0215 (1).jpg

За почти два часа участники экскурсии получили исчерпывающее представление о том, что это за «фантастический зверь» — Дизайн-завод «Флакон», в котором история, промышленная архитектура, современный архитектурный и графический дизайн, творческое отношении к городскому пространству, неиссякаемая фантазия и организаторские способности, а также световые технологии соединились, чтобы Москва могла похвастаться настоящим креативным кластером. И после экскурсии было трудно удержаться от сожаления, что твой офис пока еще не здесь.