Итоги круглого стола "Павелецкая площадь. Долгое ожидание чуда"
28 Декабря 2015

Лекционно-дискуссионная программа СМА «Особые места Москвы» продолжает свою работу. 22 декабря 2015 года в Доме Архитектора в Гранатном состоялся круглый стол «Павелецкая площадь. Долгое ожидание чуда».

33bebba8720830ccbc430ec0e4215709.jpg

ee8ad48a07c40a37b68aa0470afdc9e1.jpg

Тянущаяся более десяти лет реконструкция площади, похоже, вступает в свою завершающую фазу. Эскизный проект переустройства не только самой площади, но и прилегающей территории, включая ближайшие улицы, подготовленный архитектурным бюро WALL, предусматривает и формирование удобной рекреационной зоны и создание современного ТПУ.

Перед началом круглого стола Президент СМА Николай Иванович Шумаков зачитал письмо «Товариществом театральных архитекторов», в свое время, в середине 2000-х годов, участвовавших в проектировании подземного комплекса на Павелецкой площади. Письмо имело целью отметить вклад ООО ТТА в развитие этой части города.

Дальнейший разговор о судьбе площади продолжился в соответствии с концепцией программы «Особые места Москвы», в рамках которой рассматривается судьба наиболее интересных районов города от истории до современности и перспективного видения. Первым выступил член координационного совета Архнадзора, известный москвовед Александр Фролов. Он подробно познакомил собравшихся с историей района вокруг нынешнего Павелецкого (а ранее — Саратовского) вокзала с конца XVI века до наших дней, с особенностями этих мест, с характером исторической застройки, изменениях в связи с реализацией Генплана столицы 1935 года. Исторический экскурс был подкреплен демонстрацией геодезических планов Москвы, начиная с середины XVIII века, и большим массивом исторических фотографий. В числе прочей информации, Александр сообщил о примечательном фрагменте застройки, до сих пор обойденном вниманием историков. Перед домом на Садовом кольце (Зацепский Вал, 5, дата постройки 1926 г.) до сих расположен небольшой сквер. Это чудом уцелевший палисадник, уникальный фрагмент былой цепи из частных придомовых садиков, протянувшихся вдоль Садового кольца с первой половины 19 века до их сноса в 1936 году.

pavel2.jpg

pavel3.jpg

Затем Рубен Аракелян, руководитель и сооснователь архбюро WALL, провел презентацию концепции комплексного развития окружающих Павелецкий вокзал территорий. Как оказалось, масштабная работа, включающая в себя многочисленные прорисовки, планы и макеты объектов, была проведена небольшим коллективом бюро (непосредственно над проектом работали четыре человека) всего за четыре месяца!

Рубен сказал, что работа над проектом площади Павелецкого вокзала стала профессиональным вызовом для WALL: «Это был первый опыт работы с городскими потоками – энергетическим, транспортным, пешеходным. Наша задача была в том, чтобы точно и убедительно сформулировать иерархию этих потоков и упорядочить их».

Pavel4.jpg

Pavel5.jpg

Pavel6.jpg

200615.png

200618.png

200619.png


Проект многофункционального комплекса предусматривает создание на трех с половиной гектарах Павелецкой площади парка с развитым ландшафтом — уютного зеленого уголка с аллеями и скейт-парком. Весь транспорт, за исключением трамвая, планируется убрать на подземные этажи сооружения.

Минус первый этаж (фойе — в терминологии авторов проекта) целиком отведен пешеходам. На этом уровне люди смогут беспрепятственно добраться до любой точки комплекса: собственно вокзала, проектируемого терминала Аэроэкспресса, трех гостиниц разного уровня (включая недорогой хостел), стоянок междугородних автобусов и станций метрополитена.

Авторы концепции (Рубен Аракелян, соучредитель и главный архитектор архбюро Айк Навасардян, молодые зодчие Анна Козлова и Мария Онанян) опирались в своей работе на лучшие европейские образцы — удобные и весьма успешные логистические хабы Германии и Испании. А в целом они проанализировали организацию 33 пересадочных узлов разных городов мира. Свободу творчества подкрепил полученный от заказчика (инжиниринговой компании «Мосинжпроект») и инвестора проекта (компании ГК «Спецэлектромонтаж») полный карт-бланш на идеи и стратегии их реализации.

У собравшихся было много вопросов к докладчику и представителю инвестора. Участников круглого стола интересовало, был ли проведен анализ пассажиропотока, учтена ли маргинальная составляющая, есть ли уже реальные инвестиции в проект, просчитаны ли сценарии поведения людей на обширной территории вокзального комплекса?

Рубен Аракелян и руководитель проекта ТПУ «Павелецкий» компании «Спецэлектромонтаж» Денис Едемский подробно ответили на все вопросы.

Круглый стол прошел в исключительно конструктивном духе. Глубоко проработанная концепция реконструкции исторической площади внушила надежду на успешное завершение одного из самых давних московских долгостроев.

 

Андрей Петряков