«ГИП & ГАП» поговорил с Эдуардом Кубенским о вечности
6 Ноября 2019

Вышло интервью с руководителем издательства TATLIN, куратором архитектурного фестиваля «Зодчество’20» Эдуардом Кубенским.

kubensky-eduard-2610.jpg
Только что отзвучал XXVII Архитектурный фестиваль «Зодчество». Хотя, почему отзвучал? Продолжает звучать – в наших мыслях, разговорах, соцсетях… Было столько всего, что год будем вспоминать и обсуждать. GIPGAP.ru посчастливилось взять интервью у человека, на котором уже лежит груз ответственности за проведение в 2020 году следующего, XXVIII фестиваля.

О своих впечатлениях и планах, об архитекторах и архитектуре, о законах Вселенной и вечности рассказывает победитель конкурса кураторов «Зодчество`20» Эдуард Кубенский.

О «Зодчество`19». Послевкусие
GIPGAP.ru: Эдуард Александрович, каковы ваши впечатления о прошедшем Фестивале?
Э.К.: Устал. Устал сам. Устал от плохих проектов. Устал от повторений. И даже устал от плохой критики… Знаете, как устаешь, например, от зимы. Вот уже и апрель на дворе, а снег не тает и не тает. И снег-то уже не снег, а жижа какая-то, и не так холодно, как надо бы; и надеть, не знаешь что – в одном жарко, в другом холодно… Достало немного (я про зиму).
От этой усталости даже слово «зодчество» кажется производным от «зимы». Надо бы как-то меняться, как-то кардинально меняться. Или умереть, но умереть красиво.
GIPGAP.ru: Что было «прозрачнее» всего – архитектурные тренды ближайшего десятилетия, перспективы профессии и статуса архитектора в России или победа в конкурсе кураторов «Зодчество`20»?
Э.К.: Последнее. Я как будто предвидел что смогу победить в конкурсе. Я вообще стараюсь не участвовать в конкурсах. Фрэнк Ллойд Райт как-то сказал: «Конкурс –это когда посредственность судит посредственность». Я всегда боюсь оказаться по обе стороны этого события. Но тут мне вдруг показалось, что у меня все козыри. И я как бы и в конкурсе-то не участвовал, а просто пришел и рассказал, что я обо всем этом думаю.
Видимо, мнение членов жюри совпало с моим, и все прошло легко и быстро. По-моему, даже мои конкуренты в конкурсной программе согласились с выбором, и, наверное, это главное подтверждение моей победы.
Все остальное из перечисленного вами остается непрозрачным. Но это не хорошо и не плохо, просто так есть и, возможно, так и должно быть.

О месте архитектора в современном мире
GIPGAP.ru: Кроме шуток, ваше мнение о том, каковы шансы на повышение значимости архитектурного сообщества в принятии градостроительных решений?
Э.К.: Почти никаких. И даже думаю, когда они станут совсем никакие, появится тот самый ШАНС. Кроме шуток, архитектор должен работать, работать день и ночь, работать на износ, работать, в первую очередь, над собой.
В том, что мнение архитектурного сообщества в принятии градостроительных решений не учитывается виновато само архитектурное сообщество. Архитектор должен быть готов умереть за свои идеи, а если он не готов это сделать, то его обязательно кто-то убьет.
GIPGAP.ru: Несколько мероприятий в рамках Фестиваля было посвящено социальной ответственности архитектора. Насколько актуальна эта тема сейчас, когда архитектор – фактически, лицо подневольное? Заказчик заказывает –архитектор реализует… (Кто-то даже сказал: «Сегодня архитектор – Золотая Рыбка на посылках у бизнеса».)
Э.К.: Нет ничего обидного в том, что архитектор – Золотая Рыбка. Как сказал один из поэтов, «я могу отказаться от необходимого, но не от роскоши». Золотая Рыбка – это роскошь. Архитектура – это роскошь, она существует для избранных. И речь идет совсем не о дорогих материалах, больших площадях и комфорте. Архитектура – это искусство, та самая Золотая Рыбка, способная на многое: она не только может дать все, она может и отнять все обратно.
Архитекторов очень мало. Очень, очень мало. Очень, очень, очень МАЛО!
Мало просто уметь чертить, знать тренды, читать Коолхаса. Нужно понимать, как устроен МИР. Именно мир, а не устройство общества, хотя последнее тоже необходимо при работе архитектора (все же он строит здесь и сейчас).
Знаете, мне вообще кажется, что, когда архитектор начинает задумываться о социальной ответственности, он превращается в политика, ну или на худой конец в урбаниста. Архитектор должен быть как Бог. А Бог не может быть лицом подневольным.

О «Зодчество`20», планах на будущее и… законах Вселенной
GIPGAP.ru: Расскажите о своих планах как куратора «Зодчество`20». Известна ли уже площадка? Это Москва, Манеж? Какая предлагается тема, что новенького ждать?
Э.К.: Площадка «Манеж» была заявлена еще в техническом задании конкурса кураторов и, насколько я знаю, ничего пока не изменилось. Тема, предложенная мной, – «Вечность».
Мне кажется, что архитектура становится ближе к своей сути, именно тогда, когда обращается к понятию «Вечность». Вечность, в моем понимании, не означает бесконечную жизнь постройки. Совсем наоборот. Все, что мы строим, носит временный характер, просто какие-то сооружения живут год, какие-то – век, а какие-то – тысячелетия. Но кончается все всегда одним – здание умирает. Такова природа, таковы законы Вселенной. Речь здесь скорее нужно вести о том, какие инструменты дает архитектура человечеству для обретения им вечной жизни. Не может же архитектура вечно умирать, пропадает всякий смысл происходящего.
В «Зодчестве`20» я хочу попробовать все поменять местами, как в буквальном, так и в переносном смысле. В моем конкурсном предложении было заявлено, что экспозицию должны открывать ДЕТИ, а не стенды «Москвы» и «Московской области». Работы на конкурсы проектов и построек должны попадать не через оплаченный счет, а путем отбора экспертной комиссией, чтобы их выставка являла действительно лучшие образцы российской архитектуры. Ну а архитектурные мастерские должны быть образцами для подражания, а не ярмаркой тщеславия.
Думаю, реализовать это все будет настоящим подвигом, но я знал, на что иду, подавая свое конкурсное предложение. Я готов на подвиг, я готов умереть, готов умереть ради архитектуры, готов умереть, чтобы обрести ВЕЧНОСТЬ…

Источник: ГИП & ГАП