В отделке новых станций метро впервые применили стеклофибробетон
19 Марта 2020

При отделке станций Большой кольцевой линии (БКЛ) метро «Авиамоторная» и «Лефортово» впервые в истории столичного метростроения применили инновационный материал – стеклофибробетон (СФБ).

Российские специалисты усовершенствовали технологию создания этого уникального материала — собственная лаборатория и проектно-технологический институт позволяют Концерну «КРОСТ» экспериментировать с составами бетонов и создавать уникальную «книгу рецептов» по изготовлению бетонных смесей. Все подробности рассказал заместитель генерального директора Концерна «КРОСТ» Андрей Сазонов.

beb84198e7cec15e316fc92333c220945032162f.jpg

— Что такое стеклофибробетон и почему ему уделяется так много внимания?

— Стеклофибробетон сейчас востребован во всем мире. Знаковые объекты –павильон «Мост» в испанской Сарагосе от ZahaHadidArchitects, фасад Музея Фонда искусств TheBroad в Лос-Анджелесе по проекту DillerScofidio + Renfro, Национальный музей Катара в Дохе Жана Нувеля и павильон «Заповедное посольство» в парке «Зарядье».

ab038e7e66efaa84b970b54ce0653016024fafd5.jpg

Напомню, что криволинейный фасад павильона в «Зарядье» формировался путем послойного напыления СФБ на металлокаркас. Этот метод вызвал неподдельный интерес специалистов во всем мире.
Также среди наших реализованных проектов – входная группа станции «Солнцево» Калининско-Солнцевской линии метро, беседки, лавочки и малые архитектурные формы в таких проектах как благоустройство Курчатовского института, набережная парка «Зарядье», парков и аллей на ВДНХ, в Лианозово и на других общественных пространствах Москвы.

830aff7af099a477bf452c5f3b552ae297448d88.jpg
Стеклофибробетон – это современный композитный легкий и сверхпрочный материал. Он состоит из минеральных кварцевых нитей, которые выполняют роль арматуры в бетонной матрице.
Нити принимают на себя внешние нагрузки, тем самым возрастают технические характеристики – прочность на изгиб и сжатие, ударная вязкость. Эти эксплуатационные характеристики делают область применения стеклофибробетона поистине безграничной.
— После павильона в «Зарядье» стеклофибробетон применили и на строящихся станциях метро «Лефортово» и «Авиамоторная» Большой кольцевой линии (БКЛ). Впервые в истории столичной подземки. Расскажите об этом.
— Фабрика «Фиброль» — резидент Технопарка «КРОСТ» — изготовила почти тысячу панелей из стеклофибробетона общей площадью свыше 2 тыс. кв. метров для облицовки колонн подземных вестибюлей этих станций, кассовых залов и отделки наземного вестибюля. Максимальная высота панели достигает 6 метров.

887c2d5571f13d272c66c0d384d63a5e33dc8aa8.jpg
Панели имеют допуски, которые позволяют стыковать огромные изделия так, что швы практически не видны глазу. Гидрофобное и антивандальное покрытия помогают сохранить первозданный вид облицовочных панелей на долгие годы. Эти панели «родились» на фрезерном роботизированном комплексе FANUC. На основе заданных 3D-моделей он позволяет изготавливать формы любой сложности. Комплексом управляет один человек.

a134a674a4a7de6727da939130644e96248f12e4.jpg
Полученную с помощью робота-фрезировщика мастер-модель, максимальная ширина которой составляет 4 метра, используют для создания форм, по которым изготавливаются элементы из СФБ.
Например, на изготовление мастер-модели большого размера (один на два метра), по которой делается заготовка для отливки изделия, уходит максимум три часа. Формы могут быть из пенопласта, дерева или гипса. А вот для отливки панелей, которые потом использовались для отделки станции метро «Лефортово» и «Авиамоторная», делались формы из фанеры и стеклопластика.
Для нас участие в этом проекте, разработанном архитекторами  Метрогипротранса под руководством опытнейшего Николая Шумакова, — предмет особой гордости.

bec268696a2781c7282a326e2c01dd12b30db636.jpg
Считаю, что настало время стеклофибробетона. Архитектура столичного метро с годами претерпела серию метаморфоз – от типовой и бруталистской и до постмодернистской.
С приходом мэра Сергея Собянина в сфере развития московского метро возник запрос на авторскую архитектуру. С 2011 года в проектах новых станций стали появляться сложные формы. Так что стеклофибробетон отлично подходит для воплощения оригинальных замыслов архитекторов, проектных идей, апеллирующих к теме идентичности. Разумеется, есть камень, но это дорогое удовольствие, есть гипс, но это весьма хрупкий материал…

— Планируется ли внедрять стеклофибробетон на других станциях метро?

— Метро во всем мире всегда было и будет демонстрационной площадкой самых амбициозных архитектурных концепций. Новые станции — яркое тому подтверждение. Архитекторы Метрогипротранса и бюро, которые регулярно участвуют в конкурсах на проекты московских станций, инициируемые Москомархитектурой и лично главным архитектором столицы Сергеем Кузнецовым, постоянно генерируют смелые идеи. Мы, со своей стороны, всегда готовы предоставить им уникальную техническую базу, которой располагаем, а также задействовать потенциал своих инженеров и разработчиков в решении таких важных общегородских задач, как строительство метро.
Стеклофибробетон — универсальный материал, его можно применять не только в отделке внутренних пространств, но и на фасадах. И уже сейчас в центре Москвы появляются такие объекты.

— Какие инновации применяет «КРОСТ» в жилищном секторе?

— Один из главных трендов сегодня – проектирование и строительство зданий бионической формы. Архитектурная бионика рассказывает об эмоциональной связи человека и природы, ведь именно природа дарит нам вдохновение. Это восхищение перед гармоничными линиями и формами транслируют не только обтекаемые архитектурные объемы, но и сам материал, из которого они созданы. Бионические здания, спроектированные Антонио Гауди, Сантьяго Калатравой и Захой Хадид, прекрасны в том числе благодаря правильному выбору стройматериалов. Из стеклофибробетона можно изготовить как декоративный элемент, украшенный сложным растительным орнаментом, так и цельную бионическую форму. При этом предельно быстро и качественно. В качестве примера можно привести спроектированные и реализованные Концерном «КРОСТ» объекты жилого комлекса «Невский», где на фасадах и в интерьерах входных групп применены элементы из стеклофибробетона. Отмечу лифтовые холлы в корпусах «Голландского дома» на территории ЖК «Велтон Парк», украшенные декоративными элементами из СФБ. Еще один объект сейчас в стадии строительства — трио небоскребов Wellton Towers в Хорошево-Мневниках, чей стилобат в бионическом стиле облицовывается элементами из стеклофибробетона.

0373b75168d64f19d23eced6c5643d7728c054b4.jpg

Фасадное решение для Wellton Towers разработал наш проектно-технологический институт «А-Проект.К». Белоснежные фасадные панели из архитектурного бетона с глубоким рельефным рисунком создают иллюзию движения за счет светотени. Облик фасада будет меняться в зависимости от угла падения солнечных лучей и ракурса. Общая площадь фасадов превысит 70 тыс. кв. метров (из них площадь облицовки рельефными панелями — 25 тыс. «квадратов»). Таким образом, это можно будет считать самой большой оптической иллюзией в мире.

b646af87e76534b001cb1344e9af454a73daa42f.jpg

Фабрика «Мажино» (резидент Технопарка «КРОСТ») разработала специальную технологию и рецептуру белого бетона именно для этого проекта — были сформулированы особые требования по таким параметрам, как прочность, долговечность и стойкость цвета. Всего изготовили 4600 белоснежных панелей из железобетона каждая весом 1350 кг при габаритах 1,5 на 3,3 метра и 1,6 на 3,3 метра.

К монолитному основанию они крепятся с помощью кронштейнов из нержавеющей стали. Внутренний армокаркас уникального сооружения выполнен из нержавеющей стали.

Планируем разрабатывать и совершенствовать аналогичные решения. Мы чутко реагируем на самые свежие веяния в мировой архитектуре, благо наши технологические возможности это в полной мере позволяют.

Источник: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы.