English
 

Девелопер и архитектор: одна голова хорошо, а две — лучше

Автор:  | Информационные технологии в строительстве
 
Опубликовано: 20 Апреля 2013
Девелопер и архитектор:
Проверить гармонию экономикой рискнула компания Urban Group, известная тем, что вывела на подмосковный рынок недвижимости новый формат жилья – «города для жизни» (см. «ИТС» № 12 за 2011 г.). О том, как экономически выгодно строить жилье экономкласса, зачем инвестору эстетика и, самое главное, в чем секрет конструктивного взаимодействия архитектора и девелопера, рассуждают генеральный директор компании Андрей Пучков и руководитель архитектурной мастерской Максим Атаянц. Их совместная пресс-конференция прошла в Союзе московских архитекторов в цикле встреч «Архитектурный тандем». 

Как уживаются жесткие требования по экономике с классическим стилем, взятым за основу при реализации проектов типа «Город набережных»? 

atayanc.jpg
Максим Атаянц: 
– Дело в том, что в современном обществе сформировано превратное понимание классики. Классикой называют фасад независимо от того, к чему он прилеплен, с гигантским количеством классических или исторических деталей. Это можно сделать очень дорого, и это будет очень страшно. Но нам удалось нащупать золотую середину уже на первых проектах.  

В XX в. градостроительство было полностью вытеснено из области влияния архитектора. На Западе, кстати, дела обстоят еще хуже, потому что у нас хотя бы по инерции продолжают обучать студентов-архитекторов азам – что такое доминанта, зачем нужно раскрытие вида. Сейчас эта составляющая градостроительства вообще исчезла, квартальная застройка заменилась микрорайонами, а понятие дома, двора, квартала, фасада, улицы, переулка заменилось абстрактными направлениями, между которыми в гигантском поле стоят разновысокие корпуса, логика построения которых продиктована только неясными графиками. Оказалось, что если вернуться к градостроительной классике, то гораздо проще получить нужную девелоперу плотность и гораздо проще сформировать привлекательную среду. 

Насколько сильно удорожают проект такие архитектурные решения? 

puchkov.jpg
Андрей Пучков: 
– Эстетика повышает себестоимость проекта приблизительно на 10% относительно среднерыночной стоимости такого рода строительства. Тем не менее мы видим перспективы в этом подходе, потому что качество продукта сильно повышает его ликвидность и скорость продаж. Я могу сказать, что наши объемы продаж приблизительно в два раза выше, чем у любого из наших конкурентов. В этом и есть коммерческая привлекательность: так инвестиции быстрее возвращаются. 

Во всех проектах один из самых больных вопросов для архитектора – авторский надзор. Как в вашем тандеме идет процесс рабочего проектирования? 

М. А.: 
– Одно из свойств нашего тандема – в нем нет элемента обязательности. Девелопер может пригласить другого мастера. У меня нет никакого соцпакета или почивания на лаврах, меня могут выгнать, как только моя работа перестанет удовлетворять, поэтому надо постоянно развиваться. 

Возвращаясь к теме себестоимости... Чтобы классические решения увеличивали бюджет строительства на 10%, а не на 50%, нужно уметь работать в производственном режиме. 

Я где-то вычитал, что даже при нынешнем уровне развития автомобильного производства, если бы нужно было заново сделать «Мерседес» С-класса с нуля, то  первый экземпляр стоил бы $100 млн, как космический корабль. Именно поэтому в работе нужна очень серьезная профессиональная дисциплина. Одно дело – создать частный дом, прекрасный единичный продукт, который проектируется в режиме «от забора и до обеда» без четкого графика. Другое дело – большой жилой проект. Кстати, очень много известных архитекторов ломались именно на неумении выстроить процесс. 

Еще одна проблема состоит в том, что часто архитектор, делающий концепцию, не имеет ни ресурса, ни управленческих навыков, ни коллектива, который мог бы довести проект до стадии рабочего проекта. Для того чтобы увидеть собственные идеи воплощенными, нужно управленчески уметь сформировать работу так, чтобы были силы довести ее до конца. 

Просто необходимо голову ломать, чтобы правильно работать с конструкторами, инженерами, нормами, с тем, что строители подгоняют, с требованиями экономики. Нет ничего хуже, чем когда архитектор смотрит на свое произведение и отказывается нести за него ответственность. Это профессиональная несостоятельность. Нужно или иметь мужество на ранних стадиях отказаться от работы с заказчиком, или сжать зубы и работать, пока не получится то, за что ты готов нести ответственность. Не хочется воспроизводить, что и как я говорю, когда приезжаю с авторским надзором, но я отчетливо понимаю, где есть и моя вина. 

Кто у вас осуществляет рабочее проектирование, кто – проект? 

М. А.: 
– Мы занимаемся только архитектурой и генеральным планом, т. е. теми двумя разделами, которые определяют художественный облик проектов. У нас в штате около 30 архитекторов высокого класса и разных компетенций: кто-то рабочую документацию умеет делать, кто-то – надзор, кто-то фасады придумывает. Это позволяет сделать гораздо больше художественно полноценных проектов за единицу времени. 

Известно, что Urban Group – это вертикально-интегрированная компания. В чем преимущества и недостатки такой системы? 

А. П.: 
– Мы действительно вертикально-интегрированная компания, куда входят подразделения, действующие на всех стадиях девелоперского проекта: технический заказчик, который собирает исходную разрешительную документацию, большая проектная организация «Урбан-проект» численностью 200 человек, большая генподрядная структура, собственные мощности по производству газобетона, окон, металлоконструкций. То есть все, что мы проектируем, – строим собственными силами и сами потом продаем и эксплуатируем. 

В этом есть плюсы и минусы. Плюс в том, что таким образом мы снижаем транзакционные издержки, а также исключаем так называемую наценку в коммерческих отношениях. Также снижается внутренняя себестоимость. Минус в том, что существует постоянный соблазн простить коллегам, пойти на компромисс со сроками. Но эта стадия уже пройдена: мы делим все внутренние подразделения на хозрасчетные единицы со своей собственной, реальной, подкрепленной живыми деньгами экономикой. То есть если кто-то не выполняет свои обязательства, он за это платит живые деньги. Я считаю, что это сейчас нам помогает решать разные задачи. 

А как работается архитектору с подрядчиками, встроенными в холдинг? 


М. А.: 
– Качество архитектуры в колоссальной степени зависит от правильной организации работы, чему у нас совершенно не учат в архитектурных учебных заведениях. Там архитекторов готовят в гении, но обычно из 100 человек на курсе в гении пробиваются три-четыре, а остальным тоже как-то жить надо. Планомерной, качественной работе учат очень мало. 
Многие на стройку-то попадают впервые уже в 30 лет или позже. Когда человек что-то не знает, его надо брать за шиворот и говорить: смотри, это так потом будет выглядеть. Наработка практики – это очень важно. А подрядчики – ну, каких бог послал, с такими и надо работать, пытаясь их воспитывать и выжимать из них максимум результата. 

Каковы принципы осваиваемого компанией формата «города для жизни»? Можно ли назвать их близкими к идее нового урбанизма? 

М. А.: 
– На самом деле новый урбанизм – это старый урбанизм. То, что сейчас называется новым урбанизмом, можно выразить в нескольких критериях. Первый: нужно сделать так, чтобы человек мог выйти из своего подъезда, полчаса погулять и, получив от этого удовольствие, вернуться в собственную квартиру. У нас ведь заранее люди приучены к тому, что архитектура будет страшной. 

Знаете, как легко определить качество среды? Сейчас в первую очередь большим спросом пользуются квартиры, из которых не видно самого города. Людям все равно, какой открывается вид из окна, хоть на промзону или старую котельную, только бы не видеть соседние коробки и дворы. За это они готовы доплачивать. 

Есть еще один критерий: туристы в основном осматривают исторические центры городов. Вот он приехал, ходит, смотрит, ему хорошо. И вдруг он, удалившись по какой-то улочке, видит первое здание из стекла и бетона. Это для него сигнал, что нужно разворачиваться и идти обратно. Вот и все критерии.
 
Газета "Информационные технологии в строительстве"
 
Комментарии 2
 
 


популярные
новости

Читайте нас в instagram
16.11.2018
Правила прохода в ЦВЗ "Манеж" на фестиваль "Зодчество"

Уважаемые гости и участники фестиваля «ЗОДЧЕСТВО

 
16.11.2018
Деловая программа фестиваля «Зодчество’18»

С 19 по 21 ноября в ЦВЗ "Манеж" пройдет международной

 
16.11.2018
Борис Левянт и Кристос Пассас на форуме Testing Future

Одним из центральных выступлений станет диалог двух

 
 
Подписка на новости СМА
E-mail:
Имя:
Фамилия: