25 мая 2018

Завтра в Венеции открывается 16-я Международная архитектурная биеннале. Тема этого года – «Свободное пространство». Экспозиция в российском павильоне называется «Станция Россия».

 

Российский павильон на нынешней биеннале волей комиссара Семена Михайловского превратился в станцию «Россия». Дизайн интерьеров не обошелся без рельсов, символизирующих железные дороги. В качестве музыкального сопровождения — «Попутная песня» Михаила Глинки. Понять, что такое наша страна с ее бескрайними просторами, невозможно не проехав на поезде из Москвы хотя бы до Урала.

«Россия — это дорога, Россия — это железная дорога. И возникла эта тема, а потом мы уже услышали девиз биеннале – «free space» (свободное пространство). Тогда мы поняли, что все это соединяется, а потом следовала большая, серьезная работа на протяжении года», — говорит куратор российского павильона Семен Михайловский.

«Павильон, конечно, замечательный сам по себе. И очень приятно, что эти последние несколько лет у нас очень стильная экспозиция, всегда очень выверенная, качественная, очень современная. Стильная — это самое правильное слово, потому что сюда заходишь и получаешь эстетическое наслаждение. И понятно, что это все уйдет, придет следующая экспозиция, но здорово, что это с любовью сделано», — считает советник Президента РФ по вопросам культуры и искусства Владимир Толстой.

Экспозиция разделена на две части — серьезную о ремесле, об архитектуре, о проектах вокзалов и более легкую, развлекательную, которая привлечет широкого зрителя. Особенно гости оценили видео Даниила Зинченко. Художник семь дней добирался до Владивостока и снимал виды из окна железнодорожного вагона.

«Мне кажется, идея экспозиции очень хороша. Большая, великая Россия, которую охватывает сеть железных дорог. Интересная архитектура вокзалов», — комментирует ректор Академии художеств Италии Тициана Дачилле.

Зал, посвященный серьезной архитектуре, включает массу изображений и проекты вокзалов-близнецов Николаевской железной дороги в Москве и Петербурге, фотографии деревянных скромных станций, мощных вокзалов-дворцов. Вокзал Павловска был конечной станцией первой железной дороги России и был разрушен во время войны. Его макет высится на постаменте, символизирующем корни. Но главное — это современные проекты. Николай Шумаков работает над скоростной магистралью, которая свяжет Москву и Казань.

Проект Никиты Явейна уже успешно реализован. Это железнодорожный вокзал в Сочи, возведенный к Олимпиаде. По сути, эпохальный проект. Даже макет производит сильное впечатление. Предварительно высчитывали мощность и направление пассажиропотоков. Вокзал в плане напоминает крыло огромной птицы.

«Форму выстраивали именно из движения. Она абсолютно не статична, она движется. И она движется свободно, вместе с людьми, поэтому и вокзал все время в движении. У него нет ни одной статичной точки», — пояснил руководитель «Студии 44» Никита Явейн.

На первом этаже инсталляции, как повод пофилософствовать, чемоданы, сейфы советского времени. Проехать по Транссибу — эта идея прельщала великих. Дэвид Боуи развлекся таким образом, Александр Солженицын, возвращаясь в Россию через Дальний Восток, показал, что он принимает и понимает всю страну. Молодые урбанисты предлагают варианты развития Площади трех вокзалов в Москве. Но это, скорее, утопия. Впрочем, как и паровоз каких-то два века назад.