Президент Союза московских архитекторов Николай Шумаков: «Главное — не повторить прежних ошибок»
4 июля 2012

Градостроители рассуждают о том, как в скором времени изменится облик агломерации

С 1 июля столица выросла почти в 2,5 раза — со 100 тысяч до 250 тысяч гектаров. Об освоении новых территорий сейчас ведут бурные дискуссии международные и российские эксперты. Перспективы создания транспортной и жилой инфраструктуры Большой Москвы «Комсомолка» обсудила с президентом Союза московских архитекторов Николаем Шумаковым.

ГОРОД БЕЗ ПРОБОК

– Николай Иванович, как расширение Москвы повлияет на развитие городской транспортной системы?

– Сейчас среди российских и международных проектных бюро идет конкурс на проект Большой Москвы, в том числе на развитие транспорта на новой территории. Основные магистрали, которые, скорее всего, пойдут по существующим дорогам, должны легко и непринужденно подсоединиться к исторической Москве. Главное - справиться с дорожными проблемами нынешней Москвы, создать комфортную среду как для автомобилистов, так и для пешеходов.

– Это касается и метрополитена?

– Конечно. Наша задача – не перегрузить действующие линии метро, которые и так уже захлебнулись. Поэтому Большой Москве нужны новые скоростные и хордовые линии. Скорее всего, такие участки появятся в районе нынешней Бутовской линии и в Солнцеве.

Помимо этого, в транспортной инфраструктуре присоединенных земель должны появиться транспортно-пересадочные узлы, называю их условно, куда стекаются потоки автомобильного и железнодорожного транспорта, метрополитена, двух аэропортов - «Домодедово» и «Внуково». Не исключено, что на новых территориях будет построен самостоятельный метрополитен. Например, легкое метро над зелеными зонами и автодорогами. Это прежде всего обеспечит связку бывших подмосковных районов между собой и с исторической частью столицы.

ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ И ПРИРОДЕ

– Многих занимает вопрос: что именно появится на новых московских землях? Москвичи опасаются уплотнительной застройки. Между тем эксперты спорят о современных архитектурных решениях и технологиях, которые должны сделать жизнь в столице комфортной...

– Новые технологии только одни: поближе к земле и поменьше транспорта. Это должно быть экологически оправданное строительство. Поэтому слово «земля» – ключевое в наших диалогах. Думаю, у всех проектировщиков и строителей должна быть именно такая позиция. Москва - это сумасшедше красивый город. Но мы не должны совершать ошибок Старой Москвы, ошибок крупнейших городов по всему миру. Нам нужна зеленая архитектура.

– На каких принципах она будет основана?

– На принципах разума, любви к себе, к людям, к природе. Других принципов быть не может. Мы должны сосуществовать с природой. Сейчас у нас есть возможность изначально сделать все правильно. Новые территории можно превратить в образец того, как должна строиться жизнь в экологичном городе, где заботятся о здоровье людей.

– Будет ли на присоединенных землях малоэтажное жилье?

– В отличие от высокоурбанизированной Старой Москвы там будут преобладать индивидуальные дома или дома в основном пониженной этажности. Ни в одном конкурсном материале на проект развития Большой Москвы нет высотных сооружений.

ОН ЖЕ ПАМЯТНИК!

– В городе активно выполняется программа сохранения культурного наследия. Чуть ли не каждую неделю старинные здания обретают статус памятников и ставятся под охрану государства. Будет ли эта практика распространяться и на новые земли?

– Программа выдачи в аренду организации памятника архитектуры при условии проведения реставрации - это хорошая мировая практика. Мы даем объект за символическую сумму при условии, что компания после реставрации содержит здание в должном состоянии. На новых землях нельзя говорить о засилье старой архитектуры. Увы, там истребление произошло само по себе. Церкви и особняки умирали от бесхозности и безысходности. Разумеется, теперь отношение к старинным зданиям на новых московских территориях должно быть бережным.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Николай Иванович Шумаков, 58 лет, – один из ведущих российских специалистов в области проектирования транспортных сооружений, как наземных, так и подземных. Определяет стратегию развития архитектуры метро. Президент Союза московских архитекторов, главный архитектор института «Метрогипротранс», академик Российской академии художеств, заслуженный архитектор России. Награжден орденом Дружбы.

Светлана Викторова, «Комсомольская правда»