19 октября 2017

Какой должна быть современная школа? Как ее проектировать и строить? Какие тренды появились в школьном строительстве в последнее время? Ответы на эти вопросы можно было найти на выставке Build School, которая прошла в Экспоцентре.

Заглянув в современную школу, построенную в соответствии с современными архитектурными и образовательными веяниями, вы удивитесь. Эта школа на обычную школу совсем не похожа: с обширными общественными пространствами, территориями для проведения досуга, учебными классами, совмещенными с лаунж-зонами. Причем все помещения в такой школе трансформируются, по мере надобности превращаясь то в спортзал, то в танцпол, то в досуговый центр, то в школьную столовую.

Больше цвета — меньше серости

Выставка Build School, которая проходила недавно в Экспоцентре, еще раз подтвердила: современная школа меняется — кардинально и стремительно.

Если ХХ век штамповал школы-казармы, школы-заводы и даже школы-тюрьмы (спецшколы для неблагополучных детей), то с 60-х годов прошлого века начинается движение в сторону «очеловечивания». В 70-х уже строятся школы-университеты. А в начале XXI века к нам пришли школы-офисы, где ребенок превратился в маленького менеджера.

Школьное строительство: что архитектору мило, то муниципалам не под силу

В течение последнего десятилетия школа активно пытается стать общественно-культурным пространством, где все меньше места для обучения и все больше — для коммуникации, получения культурного опыта.

Среди самых ярких тенденций — открытые общественные пространства (школа, наконец, выходит из темных школьных коридоров и тесных классов).

Мобильность — все вещи вокруг (и даже перегородки) трансформируются, постоянно «превращаются», прикидываются то одним, то другим.

Креативность — модно стало вместо стульев использовать пуфы, вместо неброских цветов — яркие и бросающиеся в глаза. Не редкость, когда школьные рекреации насыщены арт-объектами, изобилуют броскими дизайнерскими решениями.

Сами школьные здания, кажется, сошли с картин художников-авангардистов: сочные по цвету фасады, порой превращающиеся в целые картины.

Увлекшись новыми трендами, архитекторы кинулись без меры насыщать ими проекты новых школ и детских садиков. Правомерно ли это? Деловая программа выставки Build School стала площадкой для увлекательного разговора на эту тему.

Школьное строительство: что архитектору мило, то муниципалам не под силу

 Сверхоткрытость рождает тревожность?

— Безусловно, новых тенденций потребовало время, — говорит психолог, директор Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» Марина Битянова. — Слишком уж мы устали от бесцветности советской школы. Но не нужно забывать, что во всем должны быть вкус и мера.

— Глядя на некоторые проекты, — размышляет Марина Битянова, — ловишь себя на мысли, что школьные интерьеры слишком уж открыты, буквально до профессионального шока. Между тем сверхоткрытость рождает немало проблем, связанных прежде всего с повышением тревожности ребенка. Некоторым детям трудно быть постоянно на виду, под наблюдением. Словом, открытые пространства неудобны для тех, кто любит приватность. Это очень красиво, но не очень комфортно для тех учеников, у которых есть трудности с коммуникативными навыками.

Школьное строительство: что архитектору мило, то муниципалам не под силу

«Трансформируемостью» мы хотим преодолеть привязку к интерьеру. Но это, как оказалось, тоже палка о двух концах. Мобильная среда наталкивает ребенка на постоянное думание по поводу того, а как эту среду использовать, приспособить под себя, вместо того чтобы всю свою энергию направить на обучение.

Если говорить о креативности, то чрезвычайно креативные пространства предъявляют особые требования к адаптивности ребенка.

Таким образом, по мнению психолога, в современной школьной архитектуре назрела необходимость осознанного анализа того, как совместить новые проектные веяния и детскую психологию, которую никто не отменял. Сейчас, как никогда, важно найти желанный баланс между открытостью и психологической защищенностью.

Школьное строительство: что архитектору мило, то муниципалам не под силу

Главный критерий — красота?

«Генератор» идей в школьной архитектуре, руководитель архитектурного бюро «Проект-Реализация» Ольга Бумагина считает, что школа или детский садик должны быть в первую очередь красивыми.

Кстати, проекты бюро «Проект-Реализация» можно узнать сразу. Здесь активно работают с цветом. Причем «внедряют» на фасады качественное современное искусство — Казимира Малевича, Вадима Сидура. Во-первых, авангардная живопись легко туда «ложится». А во-вторых, дети воспитываются на хороших культурных образцах.

Школа должна вписываться в окружение, к этому в бюро относятся с особой тщательностью. Поэтому перед началом проектирования делают исследование расположенной рядом застройки: ее колористики (чтобы потом использовать эти цвета в проекте), форм (проект, вполне возможно, будет перекликаться с уже существующими зданиями), ландшафта (он может подсказать архитектурное решение).

По мысли Ольги Бумагиной, школа должна вернуть себе прежнюю функцию — быть социальным и культурным центром микрорайона, квартала. Причем именно школа зачастую спасает квартал и в визуальном смысле, став ярким, красивым пятном на фоне серой застройки.

Как говорит архитектор, ее мечта — сделать бюджетные школы лучше, чем частные. Похоже, ей это удается.

Школьное строительство: что архитектору мило, то муниципалам не под силу

Можно ли проводить в школе по 12 часов в день

Концерн «Крост», совместно с норвежским бюро, построил в районе Хорошево-Мневники уникальную школу — «Хорошколу» (Хорошевскую школу). Школа экспериментальная: здесь под одной крышей объединены дети школьного и дошкольного возраста.

Архитекторы в содружестве с педагогами проектировали не просто здание, а новую образовательную систему. Школа станет «домом» для учащихся на 12 часов в день. Она будет работать и в вечернее время, и в выходные. Для публичных пространств, которые здесь спроектированы, придуманы различные сценарии использования вне уроков.

При строительстве школы применены уникальные технологии. Например, лестничные пролеты сделаны из бетона «Фиброль», более прочного, чем сталь. А наружная поверхность панелей с имитацией камня травертин выполнена с помощью немецкой формообразующей опалубки. Фактуру натурального дерева создавали с помощью брашинга — настоящих деревянных панелей, которые служили опалубкой для лицевого слоя.

Школьное здание, кроме всего прочего, получилось суперэкологичным. И это тоже важно для современной школы.

Школьное строительство: что архитектору мило, то муниципалам не под силу

Не до жиру, быть бы живу

А вот в регионах управлениям образования, похоже, не до инноваций — суметь бы найти деньги на обычное строительство и ремонт старых школ.

Министр образования Ульяновской области Наталья Семенова с сожалением поведала о том, что ни одна из общеобразовательных школ области не вошла в программу капитального ремонта.

Строить школу в провинции тоже крайне сложно. Допустим, в Ульяновске строительство среднестатистической школы обходится в 1 млрд рублей, при этом бюджет дает только половину, остальное должна найти область.

Министерство образования Республики Коми презентовало проект сельских быстровозводимых малокомплектных школ. Этот проект очень злободневен для республики с невысокой плотностью населения. Коллеги из Коми выдвинули даже идею своеобразного социально-культурно-образовательного кластера, где под одной крышей были бы объединены клуб, музей, фельдшерский пункт, спортзал и школа.

Школьное строительство: что архитектору мило, то муниципалам не под силу

Единственным регионом, который похвастался инновационными наработками, был Екатеринбург. Здесь построено школьное здание, где классы оборудованы термостатами для управления температурой, датчиками CO2, рекуператорами, энергоэффективными стеклопакетами.

— У нас есть понимание того, что школа в первую очередь должна соответствовать экологическим стандартам, — подчеркнул заместитель начальника департамента образования администрации Екатеринбурга Михаил Ладейщиков.

Хорошо, что в провинции стало появляться хотя бы понимание того, что школа должна меняться. А от понимания  до конкретных шагов по ее преобразованию совсем недалеко.

Елена МАЦЕЙКО

 

Новые тренды в школьном строительстве:

  •  Библиотека совмещена с медиазоной, зоной читательских мест и зоной учительской.
  • Использование рекреации как досуговой зоны.
  • Столовая: изолируется зона приготовления пищи, а обеденный зал становится общественным пространством.
  • Актовый зал становится залом-трансформером. Кресла складываются, освобождая пространство для танцпола.
  • Из учебных классов уходят шкафы: нет необходимости хранить большое количество учебных пособий — к нам приходит электронная школа.
  • Кабинеты по специальным предметам (химия, физика, биология): учебная зона и зона лаборатории теперь в одном пространстве. Лабораторные столы снабжены полным набором реактивов, предметов для физических опытов, опытным биологическим материалом.
  • Школьная доска: только с магнитно-маркерной поверхностью.
  • В общественных зонах вместо стульев — пуфы и мягкая мебель.
  • Дизайн стен — яркий, выразительный, познавательный

 Оригинал