26 апреля 2012

Новый президент Союза московских архитекторов рассказал «МК» о своих ближайших планах

У Союза московских архитекторов — новый президент. Им стал главный архитектор Метрогипротранса Николай Шумаков. Чем он намерен заняться на этот посту в первую очередь, что видит на месте снесенной гостиницы «Россия», справится ли станции метро «Спартак» с наплывом болельщиков— и каковы перспективы «воздушного» ЗАГСа — выяснял «МК».

фото: Михаил Ковалев

— Николай Иванович, вы набрали 85% голосов — внушительная победа. Наши поздравления!

— Скажу честно: победы я не ожидал. Но теперь должен оправдывать доверие коллег. Сейчас для меня главное — войти в контакт с властью, с правительством Москвы. Первые шаги я уже сделал — был разговор с замом мэра города Маратом Хуснуллиным. Может быть, договоримся о создании комиссии для взаимодействия архитектурного сообщества и стройкомплекса. Помимо этого необходимо создать мощную информационную сеть, чтобы постоянно рассказывать москвичам об архитектуре и архитекторах. Я считаю, что нужно проводить открытые конкурсы на все крупные проекты, чтобы люди были в курсе происходящего.

Летом мы вступаем во Всемирную торговую организацию. А это значит, что мы открываем границы не только для товаров, но и для рабочей силы, — таковы правила ВТО. Боюсь, что через два года во все отрасли хлынут непрофессионалы, в том числе и в архитектуру. Есть мысль защитить наш цех так называемой архитектурной палатой, которую мы сделаем при Союзе московских архитекторов. Это не наше изобретение — Архитектурная палата существует во многих странах мира. Она аттестует специалистов, желающих работать на рынке, а без аттестации работать запрещено. У нас и так архитектура в плачевном состоянии, а если еще придут низкоквалифицированные люди, боюсь представить, что станется с Москвой.

— Что, на ваш взгляд, должно быть на месте гостиницы «Россия»?

— Скорее всего что-то близкое по духу к Зарядью. Там же была структура улиц, домики, общественные сооружения, жилье, часть Китайгородской стены. Организация парка на этом месте — тоже неплохая идея, потому что зеленых зон в Москве категорически не хватает.

— В ближайшее время должны быть подведены итоги еще одного конкурса — на оформление станции «Спартак». Ваш институт участвовал в разработке проекта?

— Удивительно, но я как главный архитектор головной организации по проектированию станций и линий московского метро даже не знал о том, что был объявлен конкурс. Тем более странно, что мы эту станцию проектировали — когда она еще планировалась как «Волоколамская». В 1970-е годы московские власти сначала собирались застраивать Тушинское поле жильем, потом решили не застраивать — и от станции отказались, законсервировали. Теперь вернулись к проекту в связи со строительством одноименного стадиона.

— Не повторится ли на «Спартаке» ситуация, которую можно наблюдать на «Спортивной»: при проведении крупных мероприятий выход к «Лужникам» закрывается, а болельщиков выводят через второй вестибюль и соседние станции?

— Самое сложное в проекте станции «Спартак» — не столько оформление, сколько ее «посадка» на местности. И с этой точки зрения она расположена неудачно. Понятно, что потоки болельщиков должны рассредоточиться. Если хлынет толпа, метрополитен захлебнется. Он захлебнется уже на подходах, не говоря о том, что будет твориться на платформах. Линия старая, количество поездов не увеличишь. Платформу не расширишь. Тем не менее станция нужна. И жилой массив рядом, и на тренировки спортсменам нужно ездить.

— «Спартак» располагается на действующей Таганско-Краснопресненской линии. Не будет ли у метростроевцев сложностей при сооружении?

— «Спартак» — единственная станция московского метро, уже заложенная в конструкциях. «Коробка» есть, необходимо лишь установить инженерию и красиво оформить. Поэтому технических сложностей — никаких. Нормальная метростроевская работа. Сложности были бы, если приходилось бы возводить станцию с нуля — как, например, в свое время строили «Горьковскую» (ныне — «Тверская») на действующей Замоскворецкой линии. Сооружали ее без остановки движения поездов. Над тоннелями надстраивали сложнейшую конструкцию, потом, когда станцию построили, ранее построенные боковые тоннели разбирали. Пассажиры каждый день подвергались риску. Молились и строители, и проектировщики. С тех пор мы подобные смертельные трюки не делаем.

— А как же будет строиться станция «Суворовская» — ведь она тоже расположена на действующей Кольцевой линии?

— «Суворовскую» будут строить по совершенно другой, безопасной для пассажиров технологии. Строители соорудят тоннели-дублеры, на которые перепустят поезда. После этого на месте старых тоннелей специалисты начнут возводить станционную конструкцию. И только после окончания этих работ поезда снова поедут по старым путям. А дублеры придется разобрать, потому что конструкция без эксплуатации стоять не может, она рухнет в конце концов. Это тяжелейшее, сложнейшее мероприятие. Его стоимость сопоставима со стоимостью целой линии, я не преувеличиваю.

— Откроется ли Дворец бракосочетания на Живописном мосту к Дню города?

— Я очень на это надеюсь. Заказчик уже оплатил лифты для Дворца бракосочетания. Они изготавливаются за месяц, плюс два месяца требуется на монтаж. Поэтому к середине августа лифты должны пройти госприемку. А закончить отделочные работы в наземном трехэтажном павильоне и в «тарелке» под куполом арки моста можно за месяц.

Ольга Грекова, «Московский Комсомолец»